© Все права защищены
ENG

хроника СЗ

составлена А.Обуховой

ХРОНИКА СЗ

1980

 

Лето. Виктор Скерсис и Вадим Захаров создают группу СЗ. Разработка логотипа и штампа СЗ.

Первая работа СЗ – Порнографическая серия: фотографии пары спичек, имитирующие порнографические фотографии, которые в те годы продавали в поездах глухонемые. Серия вошла в Папку МАНИ №1 (1981), конверт №18.

Серия объектов Продукция СЗ: бодалки (сковородки с загнутыми ручками и цветными кружками на дне; коробки с бутылками внутри; декоративная прозрачная пленка с наклеенной мочалкой; покрытая блестками деревянная доска с этикеткой); голубые пластмассовые грабли Хорошие; серия рисунков (бумага, тушь, перо. 20 листов. 21х15 каждый); кафельные плитки For nose, 3 экземпляра.; cерия спичечных коробков, покрытых золотой краской и разноцветными (красными, синими, зелеными) штампами. Серия вошла в Папку МАНИ №1 (1981), конверт №18. Тираж ок. 50 штук: ковырялки Радость души; трыкалки Мечта; тыкалки Интим.

Проект Использование искусства в военных целях: Концепция и эскизы Tанка Парфенон, Бомбардировщика Бэкфайр и Подводной лодки Венера впервые опубликованы в Вестнике СЗ. Макеты танка и бомбардировщика экспонировались на 1-й персональной выставке СЗ.

Издание Вестника СЗ. Тираж 5 экземпляров. Текст напечатан с двух сторон на тетрадном листе в клетку. Один экземпляр включен в Папку МАНИ №1 (1981), конверт №18.

Декабрь. Проект Надписи. Фотография надписи ВОТ! на столбе включена в Папку МАНИ №1 (1981), конверт №18.

Декабрь. Проект Упорядочивание мочеиспускательной деятельности собак. Текст описания проекта, датированный 21 декабря 1980, включен в Папку МАНИ №1 (1981), конверт №18.

Начало осуществления проекта Заполнение ниш: развеска информационных сборников в разных точках Москвы. Описание объектов см. в Вестнике СЗ.

 

1981

 

17 января. Статья В. Скерсиса К деятельности СЗ (SZ) (включена в Папку МАНИ №1 (1981), текст №12).

Проект Защита и курсы самообороны от вещей. Написание текстов закли-наний стула и унитаза. В. Захаров: серия постановочных фотографий – “мето-дических указаний” для “стравливания стула и унитаза”, “запугивания стола и двери” и т.д. Съемка проходила в квартире Ю. Альберта и Н. Столповской на ул. Новаторов в Москве.

Середина июня. Перформанс Стравливание стула и унитаза. Квартира

Н. Абалаковой и А. Жигалова на Каширском шоссе. В. Скерсис проводит два занятия Курсов самообороны от вещей. Лесопарк в Орехово-Борисово,

неподалеку от дома, где жили Н. Абалакова и А. Жигалов. На занятиях присутствовали: Наталья Абалакова, Анатолий Жигалов, Симона Сохранская, Витас Стасюнас, Свен Гундлах, Владимир Мироненко, Сергей Мироненко, Григорий Берштейн, Алик Рябский с дочерью и др.

Начало нового этапа в творчестве группы, связанного с осмыслением всей деятельности СЗ, которое выразилось в создании Геральдических знаков СЗ. В Геральди-ческой серии (название серии возникло позже) В. Скерсис обозначен фигурой кентавра, В. Захаров – минотавра. Геральдика служит ключом к деятельности СЗ: в ней заключены все экспозиционные жесты и направления деятельности группы (мифология, маска и т.д.) и сконцентрированы, как в узоре, основные идеи “функционирования в культуре”. Эта серия использует барочную орнаментальность для показа усложнения структуры деятельности СЗ. Геральдика как своего рода внутренняя Role Play Game получила развитие и в дальнейшем, впитывая новые элементы эстетики и новые объектные ряды.

20 апреля. Проект ЦСКА – Спартак. Каждый из участников группы принял сторону одной из враждующих футбольных команд. СЗ первоначально планировали марки-ровать реальные уличные граффити вроде “Спартак – чемпион” или “ЦСКА – Kони” своими геральдическими знаками: В. Захаров должен был ставить свою сигнатуру (силуэт минотавра) под спартаковскими надписями, В. Скерсис – силуэтом кентавра отмечать граффити армейских фанатов. На 1-й персональной выставке СЗ одна стена галереи APTART была покрыта граффити из серии ЦСКА – Спартак, нане-сенных на желтую бумагу. Переводчик Тод Блудо вывез эту “фреску” из СССР в США, где передал её коллекционеру Нортону Доджу. В настоящее время фрагмент экспозиции 1-й персональной выставки СЗ находится в собрании The Jane Voorhees Zimmerli Art Museum. Rutgers, the State University of New Jersey, Нью-Брунсвик, Нью-Джерси, США.

 

1982

 

Перформанс Стравливание стула и унитаза в рамках проекта Защита и курсы самообороны от вещей. Квартира Софьи Казаковой, Москва. На акции присутствовали немецкие слависты Сабина Хэнсген и Георг Витте.

20 сентября. Участие в 1-й выставке в галерее APTART. СЗ занимали одну стену галереи. В экспозицию вошли: фотография Захаров говорит З-з-з, Скерсис говорит С-с-с; Продукция СЗ.

“…Совершенно самостоятельно развиваются В. Скерсис и В. Захаров – СЗ – работающие и вместе, и в отдельности. Хорошо ориентируясь в достижениях западного авангарда, они успешно выращивают овощи на своем огороде. Им присущи четкость художественного          мышления, лаконизм, юмор, простота средств, умение воплотить замысел в подходящем материале (или без оного). Они занимаются проблемами функционирования искусства в социуме, взаимодействием художественной и реальной среды. <…> Большое стекло окна занимала реклама СЗ – двойной портрет Скерсиса и Захарова; на подоконнике “Тыкалки” и “Трыкалки” и npoчие спички СЗ. Их же “Бодалки” в изобилии свисали с потолка и болтались в дверном проеме, засоряя пространство пуристской бесполезностью прозрачных пленок и нефункциональностью предметов домашнего обихода. Искусство как простая вещь. <…> Объекты [СЗ], несмотря на свою легкость, не услаждали, а скорее раздражали незначительностью, пустотой и подчеркнутой бессодержательностью, что не давало возможности вступить в контакт на уровне анекдота. Объект СЗ всегда проблема.”

Наталья Абалакова, Анатолий Жигалов. Первое письмо. ТОТАРТ. Русская рулетка. М., Ad Marginem, 1998, с. 123-126

 

Первая фаза проекта Ласки и поцелуи делают людей уродливыми – пять черно-белых фотографий более метра в высоту. Оригинальный тираж фотографий был изъят КГБ во время обыска на 1-й персональной выставке СЗ в галерее APTART.

Рекламный плакат СЗ. Картон, темпера, гуашь, золотая краска. 8 частей. 100х70 каждая.

Серия фотографий Анатомия спичек.

Развитие концепций “фантомов” и “симуляции в культуре” – СЗ придумывают ряд персонажей: Катю Шницер, Лену Володину и ее брата Игоря Володина. Работы вымышленных художников были включены в Папку МАНИ №4 (1982).

Развитие концепции “симбиоза”, в соответствии с которой В. Захаров должен был всегда находиться справа от В. Скерсиса.